Пока здесь размещаются вопросы к кандидатскому экзамену по философии, составленные кафедрой философии Пермского Государственного Педагогического Университета для сдачи весной 2000-го года.

(По непроверенным сведениям, требования, предъявляемые к сдаче экзамена в ПГПУ, обычно несколько завышены, так что не нужно сразу пугаться, а использоваьт их для прикидки. И все же, стоит оговориться, что этот объем выучить можно, у меня на это ушло 10 дней.)

 

Вопросы для кандидатского экзамена по философии.

Состоят из трех разделов - История философии, Методологические проблемы, Социальная философия.


I. История философии.

1. Мировоззрение, его общественные функции. Исторические типы мировоззрения (мифология, философия). Круг проблем философии и ее значение для развития науки. Софийный и сциентистский подходы в понимании философии.
2. Зарождение философии в Древней Индии и Древнем Китае, культурно-исторические предпосылки. Проблематика философии Древнего Востока.
3. Космогонический характер древнегреческой философии. Милетская школа. Атомизм философии Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара. Дуализм учения Аристотеля.
4. Становление античной диалектики. Элементы диалектики в учении элеатов, Гераклита, софистов, Сократа, Платона. Понятие объективной и субъективной диалектики.
5. Проблема человека в античной философии. Этика и учение о политике древних (софисты, Сократ, Платон, Аристотель, киники, стоики и др.)
6. Философия средневековья. Схоластика. Философия Фомы Аквинского. Спор о природе универсалий (реалисты и номиналисты). Философское учение Ибн-Сины (Авиценны).
7. Философия Нового Времени. Критика схоластики религии. Проблема метода познания в философии (Ф. Бэкон, Р. Декарт и их последователи).
8. Проблема бытия в философии Нового Времени (учение о субстанции Декарта и Спинозы, материализм, его положительные и отрицательные стороны).
9. Философия Просвещения. Проблемы государства и личности. Рационализм просветителей.
10. Философия Канта. Докритический и критический периоды деятельности. Проблемы теории познания. Проблема субъекта познания в философии Канта.
11. Проблема тождества бытия и мышления философии Гегеля. Диалектический метод. Противоречие между системой и методом в гегелевской философии.
12. Русская философия XIX века. Славянофилы и западники. Философские воззрения революционеров-демократов. Религиозная философия (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Л. Шестов и др.)
13. Возникновение и развитие диалектического и исторического материализма. Распространение и развитие марксисткой философии в России (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, А.А. Богданов). Судьбы философии основоположников марксизма в СССР в 20-е годы и последующие годы.
14. Судьбы европейской философии второй половины XIX-начала XX веков. Классицизм и антиклассицизм. "Философия жизни" (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Интуитивизм А. Бергсона. Прагматизм (И.С. Пирс, У. Джеймо, Д. Дьюи), психоанализ (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг), неофрейдизм (Г. Маркузе, В. Райх).
15. Сциентизм в философии XIX-XX вв. Позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Д.С. Миль), махизм (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм (К. Поппер, Т. Кун и др.)
16. Экзистенциализм, его разновидности. Проблема человека, его свободы, смысла жизни. Антисциентизм экзистенциализма.
17. Религиозная философия XX века. Неотомизм. Знание и откровение. Роль науки в системе религиозного мировоззрения. Тейярдизм.
18. Религиозная философия России начала XX века. (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, Б.А. Флоренский и др.)

II. Методологические проблемы.

1. Философское понятие материи и проблема материального единства мира. Формы бытия материи: движение, пространство, время.
2. Сознание и материя: происхождение сознания, проблема идеального.
3. Проблема общего метода познания. Диалектика, ее альтернативы. Исторические формы диалектики. Структура материалистической диалектики. Единство логики, диалектики и теории познания.
4. Основные принципы диалектики и их методологические (гносеологические) значения.
5. Закон. Законы диалектики и их методологическое значение и гносеологическое значение.
6. Парные категории диалектики и их методологическое и гносеологическое значение.
7. Чувственное познание и его формы. Ограниченность сенсуализма. Практика, ее роль в познании. Ограниченность практики как критерия истинности знаний.
8. Диалектико-материалистическое учение об истине. Догматизм, релятивизм, скептицизм. Проблема плюрализма.
9. Рациональное познание. Единство чувственной и рациональной ступени познания. Ограниченность рационализма. Иррационализм, интуитивизм, их несостоятельность.
10. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Виды понятий. Отношения между понятиями. Определение понятия. Деление понятий. Классификация.
11. Суждение и его виды. Отношения между суждениями. по истинности. Сложные суждения. Модальные суждения и их виды. Законы мышления: тождества, непротиворечия, исключенного третьего.
12. Умозаключение. Непосредственное умозаключение. Категорический силлогизм, его фигуры и модусы. Условно-категорическое, разделительно-категорическое и условно-разделительное умозаключения. Индукция. Аналогия.
13. Логические основы аргументации. Доказательство и опровержения. Дискуссия. Правила доказательного рассуждения. Софизмы. Парадоксы.
14. Методы и формы эмпирического познания. Факт. Соотношение факта и теории.
15. Методы и формы теоретического познания. Проблема, гипотеза, теория.
16. Наука, ее социальные функции и структура. Основные этапы развития науки. Сциентизм и антисциентизм как феномены массового сознания.
17. Объект и предмет науки. Дифференциация и интеграция науки. Проблема классификации наук, методологические основы ее решения.
18. Модели развития науки. Закономерности развития науки.

III. Социальная философия.

1. О специфике познания социальной реальности. Сравнительный анализ познания природы и общества. Недостатки "старого" материализма во взглядах на историю. Материалистическое понимание истории - как научно-исследовательская программа изучения общества.
2. Общество как материальное образование. Общественное бытие и общественное сознание. Структура общества. Первичный и вторичный уровни общественной жизни. Модели системного анализа общества. Формационный и функциональный подходы.
3. Взаимодействие общества и природы. Природная среда и ее роль в жизни общества. Экологический кризис, его причины. Становление и развитие ноосферы. Пути гармонизации взаимоотношений природы и общества.
4. Демографическая система общества. Мальтузианская и неомальтузианская концепция. Современная демографическая ситуация в России.
5. Разработка понятия "деятельность" как философской категории. Место категории "деятельность" в системе исторического материализма, деятельность как способ существования социальной реальности.
6. Способ воспроизводства материальной жизни общества. Материальное производство. Производительные силы, их элементы. Производственные отношения, их элементы. Диалектика производиетльных сил и производственных отношений.
7. Источники самодвижения и саморазвития производительных сил: социальные потребности как исходный момент и результат исторического процесса.
8. Возможности техники и возможности человека. наука как непосредственная производительная сила. Понятие, сущность, особенности и основные направления научно-технической революции.
9. Философский анализ социальной сферы жизни общества. Понятие социальной структуры. Исторические формы общности людей: племя, народность, нация. Классовая структура общества. Современные теории социальной структуры.
10. Деятельность и общественные отношения. Особенности понятия "общественные отношения" как абстракции. Система общественных отношений. Материальные и идеологические общественные отношения.
11. Понятие социологического закона. Механизм действия общественных законов. Объективное и субъективное. Стихийное и планомерное в социальных процессах.
12. Интересы как движущая сила развития общества. Диалектика общественных отношений, групповых и личных интересов в структуре функционирующего общества.
13. Философский анализ политической сферы жизни общества. Управление, власть, политика. Государство - основной элемент политической организации общества. Сущность, признаки, исторические типы государства, их функции, формы правления, государственного устройства, политические режимы. Тоталитаризм, авторитаризм, демократия.
14. Культура. Пути построения целостной теоретической модели культуры. Культурологические концепции циклического развития. Технологический подход к культуре.
15. Общественное сознание. Основания в классификационных разграничениях элементов общественного сознания. Многообразие подходов. относительная самостоятельность общественного сознания по отношению к общественному бытию.
16. Понятие "ценность". Иерархия общественных ценностей: идеалы, эталоны, нормы (социально-философскиий и гуманистические аспекты).
17. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Свобода личности в марксистской философии и экзистенциализма. Отчуждение личности. Реализация сущностных сил человека как цель общественного развития.
18. Методологический аспект теории общественного прогресса. Деятельность как субстанция общественного прогресса. Проблема направленности общественного прогресса. Противоречивость общественного прогресса. "Цена" прогресса. Цивилизация и культура. Свобода человека как мера общественного прогресса.

 

Напишите мне

Предлагаю Вам посетить сайт НПЦ "Компьютерные технологии"

Copyright @ 2000 Little (aka Raskina Eugenia)

Сайт управляется системой uCoz