Мой Жан-Поль Сартр


Его помнят как писателя, философа, политического скандалиста, но он глубже и литературы, и философии, и политики. Это из области корней, из которых они все растут, и поэтому он был услышан. Он говорил – человек свободен, он, человек, свобода. Он выбирает и создает собственную сущность и судьбу. И никакие обстоятельства над ним при этом не властны.

[Мухи, 1940] "И всей вселенной мало, чтоб осудить меня. Ты, Юпитер, - царь цветочков, камней… Но ты, Юпитер – не царь над людьми. – Я не царь тебе, жалкий человек? Тогда кто создает тебя? – Ты. Но не надо было создавать меня свободным!"

Ж.-П. Сартр родился в Париже в 1905 году. Главным авторитетом для мальчика суждено было стать его деду по матери Шарлю Швейцеру. Библиотека деда стала первым кругом его впечатлений. Он рос в ней, одинокий и обожаемый взрослыми, без друзей-ровесников. Спустя много лет, на закате жизни он написал книгу "Слова", об этих первых своих уроках:

"Мир впервые открылся мне через книги, разжеванный, классифицированный, разграфленный, осмысленный. Но все-таки опасный. И хаотичность моего книжного опыта я путал с прихотливым течением реальных событий. Вот откуда взялся во мне тот идеализм, на борьбу с которым я ухлопал три десятилетия".

Он всю жизнь считал себя "книжным" человеком. Но природа его была совсем другой – страстной, деятельной, прогрессивной. Но тогда он еще путал текст и реальность, чужие чувства и события, спрессованные в строчки, заменяли ему скучную действительность.

"Она меня усадила на детский стульчик, сама склонилась, опустив веки, задремала, и вдруг эта маска заговорила со мной гипсовым голосом. Я растерялся – кто это говорит, о чем и кому? Моя мать отсутствовала, я перестал для нее существовать, я не узнавал ее речи… И тут меня осенило! Да ведь это говорит книга…"

В 1924-м, окончив лицей, он поступил в высшую нормальную школу. Там он обретет своего самого близкого в будущем человека – Симону де Бовуар. Ей предстоит стать почти двойником этого одинокого, трудного, эгоцентричного и переменчивого Сартра.

Его свобода этих лет – прежде всего свобода от навязанного извне – от правил, авторитетов, от общепризнанных ценностей. Их союз с Симоной тоже устроен своеобразно – связанные всю жизнь, они никогда будут жить вместе.

О своих многочисленных романах он докладывает страдающей от ревности Симоне. В конце концов, она сама станет приводить к нему женщин, чтоб держать процесс под контролем. Попытки Сартра и Симоны устроить жизнь втроем, мучительны для всех участников, цинизма и жестокости тут не избежать, но он к этому и не стремится.

1938г., лицей Пастера. Он преподает в лицее – это его официальный статус, но не настоящая его жизнь. К началу войны он успел составить себе имя как философ. Но это еще не все – он пишет, пишет – все глубже к тому корню вещей, где они, наконец, подлинные. Вслед за Бердяевым, Хайдеггером и Ясперсом, он докапывается до тех измерений жизни, где нет никаких условных смыслов и связей, только чистое, голое существование. Пройдет совсем немного времени и он придумает для него новый термин: экзистенциализм – философия существования.

Эта идея сформируется как формула жизни нескольких поколений. А между тем, в Европе уже идет испанская война. Она волнует, притягивает внимание. Сартр следит за событиями. Он безусловный сторонник республиканцев. Он с Симоной сочувствует СССР, который, в отличие от Франции, помогает республике. Но Сартр не делает ни единого шага, чтобы хоть как-то участвовать в испанских событиях. Потом он будет чувствовать себя виноватым.

До второго сентября 1939 года Сартр еще может считать, что он ничем обществу не обязан – индивидуум, с которым общество ничего не может поделать, поскольку он свободен. Конец иллюзиям приходит в один день. На второй день войны общество делает с Сартром то, что ему, обществу, требуется – он призван в армию.

"Я внезапно понял, - пишет Сартр много позже, - что я существо социальное".

Сартр близорук – это освобождает его от строевой службы, и он служит в метеочасти при артиллерийском штабе. Верный себе, Сартр и здесь постоянно пишет, новый роман, записки о войне, большой философский труд…

"Никогда в жизни я столько не писал", - сообщает он Бовуар. И позже: "Я счастлив".

Но счастлив он и потому, что постиг смысл жизни: возложить на себя бремя ситуации, превзойти ситуацию, вовлекаясь в действие.

В июне 1940-го, в день своего 35-летия Сартр попадает в плен. Его держат в лагере, в Германии, под Триром.

"Со мной хорошо обращаются, - пишет он оттуда Бовуар, и я могу работать. Мы свободны делать все, что желаем внутри казармы, большой огороженной местности – читать, гулять, мыться, писать. В хорошую погоду можно видеть во дворе с десяток совершенно голых заключенных, которые загорают. Жизнь моя странная и занятная. Я никогда не чувствовал себя таким свободным".

Здесь, в концлагере, Сартр продолжает работу над книгой "Бытие и ничто", пьесами, письмами.

В марте 1941-го Сартр освобождается из лагеря как гражданское лицо. В Париже – немцы. Он немедленно включается в политическую работу. Он организует группу "Социализм и свобода" из близких ему людей, ездит по Франции, ищет контактов с другими антифашистами. Но интеллигентские кружки быстро распадаются, опыта подпольной работы нет, начинаются провалы. Коммунисты на связь не идут – они не верят Сартру.

"Нас пригибали к земле. Поскольку полиция всеми силами старалась обеспечить молчание, всякое слово приобретало особую ценность. Поскольку нам запрещалось даже думать, каждая мысль была уже победой. Ссылки, плен, смерть повсюду… Каждую секунду мы отчетливо понимали значение банальной фразы – человек смертен".

В июне 1943-го Театр де ля Сите ставит пьесу Сартра "Мухи".

"В поисках свободы я дошел до отчаяния. И теперь этим отчаянием я хочу поделиться с моим народом. – А что им делать с отчаянием? – Что хотят.. Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния."

Так начинается особый философский театр Сартра – театр ситуаций, действующие лица – Свобода, Выбор и Судьба. Это театр действий, дела, а оно ближе к свободе.

"Жестокие обстоятельства нашей жизни, сняв все румяна и покровы, сделали, наконец, самой нашей жизнью ту невыносимую ситуацию, которую называют условиями человеческого существования. Изнание, плен, особенно смерть стали постоянным предметом наших забот. Мы постигли, что это вовсе не случайности, которых можно избежать – нет, нам пришлось взгянуть на них как наш удел, судьбу, глубинные истоки нашей реальности."

Вместе с освобождением пришло время его учения. Людям потерявшгим веру, разочаровавшимся, оказались очень важны идеи Сартра: ты не можешь надеяться на бога, ты не можешь надеяться на людей, ты не можешь надеяться на судьбу, но в твоих руках защита намного более сильная и надежная – ты млжешь и должен надеяться на самого себя. Литературой он занимается все меньше, политикой все больше, пока не скажет в 60-м году:

"С литературой покончено, возвращаемся в философию".

На самом деле он уходит не в философию, а в политические битвы. С 45-го года он издает журнал "Новые времена" ("Les Temps Modernes"), идейный центр левого движения во Франции.

Популярность Сартра в послевоенные годы невероятна. Симона де Бовур вспоминала:

"Повсюду появлялись отклики на наши книги, о нас писали, на улице нас расстреливали фотографы, к нам приставали, в кафе рассматривали, шептались. На лекции у Сартра собиралась такая толпа, что зал не мог ее вместить, возникала жуткая давка и женщина падали в обморок".

И все же Сартр есть Сартр. Он конфликтен, неудобен. Его темперамент бойца разворачивается как никогда. На него нападают едва ли ни со всех сторон – и справа, и слева, и обыватели, и интеллектуалы, и коммунисты, и противники ангажированной литературы. Коммунисты называют его "могильщиком", "ложным пророком". Но своей независимостью он не поступится даже ради коммунистов. В философских же тонкостях экзистенциализма разбираются немногие поклонники Сартра.

 

Это только первая часть рассказа о жизни великого философа. Боюсь, что вторая и последняя часть утеряны. Но возможно, и этого для начала может быть достаточно.

 

Напишите мне

Предлагаю Вам посетить сайт НПЦ "Компьютерные технологии"

Copyright @ 2000 Little (aka Raskina Eugenia)

Сайт управляется системой uCoz